-
Метод Томатиса в Саратове
- Метод Томатиса — это система слуховых тренировок, воздействующая с помощью высоких частот на мозг. Цель метода состоит в том, чтобы улучшить способность мозга воспринимать и перерабатывать информацию, воспринимаемую на слух. Слуховые тренировки высокими отфильтрованными частотами по методу Томатис направлены на то, чтобы обучить мозг воспринимать слуховую, и речевую информацию в частности, более эффективно и организовано. Эффект «Tomatis®». Программы для прослушивания. Оптимальные курсы-часы. В основе программ лежит положение Альфреда Томатиса, который установил, что звуки низкой частоты способствуют процессам расслабления мышц уха и снижению активности мозга, а звуки высокой частоты обладают обратным эффектом. Подавая звуки разной частоты и интенсивности можно добиться эффекта адаптации центров мозга,отвечающих за слух и слухового аппарата к воздействию разнообразной звуковой информации. Частота переключений может быть весьма высокой и непрерывно изменяющейся. Изменяется не только частота переключений, но и длительность звука каждого типа. Мозг должен постоянно реагировать на изменяющиеся воздействия, что положительно сказывается на активности его различных отделов и способностях к адаптации слуховой системы в частности. В целях повышения качества адаптации слуховой системы в Томатис терапии используется эффект костной проводимости звука. Так, собственный голос мы слышим не только через воздушный путь распространения звука, но и как вибрации костей черепа. Именно поэтому собственный голос в записи отличается от того что мы слышим сами. В наушники, используемые в «Tomatis®» терапии, встроен вибратор, соприкасающийся с теменем человека, и формирующий сигнал, воспринимаемый слуховой системой через костно-проводящий путь. Этот сигнал подаётся в паузах между переключением звуков разной частоты и интенсивности, подготавливая слуховую систему к тому, что сейчас произойдёт очередное переключение. Эта особенность метода Томатис позволяет добиться ещё большей эффективности тренировки мозга и слуховой системы.
ПОКАЗАНИЯ
Проводить такую диагностику принято только по определенным медицинским показаниям при наличии определенных жалоб пациентов.
Метод назначается в следующих случаях:
• Эмоциональные расстройства (депрессия, страхи, тревожные состояния);
• Личностное развитие, уверенность в себе;
• Концентрация внимания (дефицит внимания, гиперактичность);
• Нарушения речи (алалия, дизартрия, заикание, ЗРР);
• Нарушения аутистического спектра (коммуникативные навыки);Для кого этот метод?
1. Задержка речевого и психоречевого развития (ЗРР и ЗПРР), в том числе заикание.
Для лечения задержки развития речи эффективность методики заключается в том,что во время занятий происходит воздействие на пластичные нервные цепочки,которые принимают участие в анализе поступающих звуковых сигналов и их расшифровки. Также происходит активная стимуляция речевых центров.
2. Аутизм и другие первазивные расстройства развития(ПРР), в том числе ранний детский аутизм (РДА), синдром Аспергера и др., синдром Дауна, ночной энурез,тики.
При решении данной проблемы, занятия с детьми аутистами основываются на специальной тренировке уха, в результате которой создается гармония между звуковой и костной проводимостью. Это позволяет воздействовать на проводники между слуховым аппаратом и головным мозгом,состоящие из «зеркальных нейронов» — двигательных и сенсорных, которые участвуют в формировании процессов, связанных с социальным познанием, адаптацией, формированию межличностных отношений и коммуникативных способностей.
3. Гиперактивность и дефицит внимания у детей (СДВГ), в том числе фобии.
Основная задача при лечении гиперактивности и дефицита внимания у детей заключается в стимуляции мозга, при которой вырабатываются автоматические механизмы, формирующие избирательное внимание и позволяющие детям распознавать изменения окружающей среды.
4. Эмоциональные и аффективные расстройства.
При лечении депрессии, стресса, невроза, агрессии по методу «Tomatis®» происходит воздействие на лимбическую систему промежуточного мозга человека через слуховой аппарат. Улитка (орган среднего уха) стимулирует кору головного мозга, тем самым воздействуя на префронтальную зону, отвечающую за эмоции, память и способность к обучению.
5. Проблема психомоторного и моторного развития, в том числе нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия) нарушения функции равновесия.
Ухо человека не только является органом чувств, воспринимающий звуки, но в нем располагается вестибулярный аппарат, который отвечает за двигательные функции тела и дает возможность удерживать равновесие. Стимуляция вестибулярного аппарата приводит к прямому воздействию на мышечный тонус и рефлекторное вертикальное положения тела. Одновременно регулируется проблема латеральности. Совместно с другими отделами головного мозга вестибулярный аппарат отвечает за контроль координации движений и чувство ритма, а также обеспечивает возможность правильной ориентации в пространстве и принимает участие в механизмах формирования положений туловища.
6. Коммуникативные расстройства.
Возникающие проблемы с общением могут выражаться по-разному. Например, ребенок с искаженным слухом может воспринимать звуковую информацию окружающего мира как угрозу, то есть привычные звуки (скрип двери, шум воды, голоса людей и тому подобное) могут вызывать чувство тревоги и страха. Иногда коммуникативное расстройство может проявляться в неспособности ребенка использовать свой голос для общения, что вызвано проблемой контроля интонации,ритма, выразительности и т.п. – в результате окружающими голос этого человека будет восприниматься как нечеткий, грубый, непонятный и не эмоциональный. Все это в дальнейшем приводит к снижению желания слушать и общаться. Занятия по методу Tomatis®позволяют развивать правильное восприятие звуковых сигналов и корректно воспроизводить звуки, тем самым решая проблемы коммуникативных расстройств.
7. Эмоциональное развитие и личностное равновесие.
Ухо человека, являясь своеобразной «подзарядкой коры головного мозга»,нуждается в постоянной стимуляции, для того чтобы поставлять энергию для мозга и тела. Поэтому для гармоничного развития личности звуковые сигналы являются необходимым условием. Эффективность воздействия звука зависит от количества обертонов (от нем. «верхний тон» — призвуки, которые составляют спектр музыкального звука и обусловлены наличием колебаний звучащего тела). Насыщенные обертонами звуковые сигналы оказывают стимулирующее воздействие на ретикулярную формацию мозга, которая контролирует степень активности головного мозга. Метод «Tomatis®» не только стимулирует, но и обладает расслабляющим эффектом, в конечном итоге нормализуя нейродинамические процессы. -
Адаптация в социальной среде
Неуверенность в себе
Застенчивость
Раздражительность
Нежелание учиться/работать
Отсутствие друзей
Пониженная самооценка, отсутствие мотивации
Неврозы, депрессии, послеродовая депрессияКак проходит сеанс по методу Томатиса
Ребенок надевает беспроводные наушники, так называемые «электронные уши», в которых звучат специально обработанные музыкальные композиции. В основном, это музыка Моцарта или григорианского хора, так как в них содержится много высоких частот. Пока звучит мелодия, человек может делать что угодно: играть, рисовать, заниматься рукоделием и т. д. Занятие длится 40 мин. — 1 час.
Что же в это время происходит во внутреннем ухе? Для передачи звука используются 2 пути: через кости черепа и воздух. Звуковой сигнал заранее обработан по методу Томатиса, для него характерна ритмичная смена звуковой частоты и интенсивности, поэтому он стимулирует мышцы внутреннего уха, активируя при этом моторные и слуховые функции.1. Сначала звук попадает на барабанную перепонку.
2. Проходя по верхней кости черепа, звук заставляет мышцы стремечка и молоточка сокращаться и расслабляться.
3. Эти колебания приводят в движение улитку и вестибулярную мембрану. Они перерабатывают звуковой сигнал в электрический и передают его дальше в слуховой центр мозга. Здесь большое значение имеет ритм звукового сигнала, так как вестибулярная мембрана очень чувствительна к положению тела и отвечает за равновесие и чувство ритма.
В каждом конкретном случае характеристики звукового сигнала, передаваемого через «электронные уши», подбираются индивидуально, в зависимости от проблемы, которую нужно скорректировать.Когда рекомендован метод Томатиса?
Аудио-психо-фонология работает в 7 направлениях.
1. Улучшение эмоционального и психического состояния. Занятия снимают нервное напряжение, тревожность, устраняют подавленность, заторможенность (при ЗПР), гиперактивность (СДВГ), уменьшают невротический компонент при энурезах, лунатизме и страхах, способствуют восстановлению после сильных стрессов и нервных потрясений.
2. Развитие речи. АПФ рекомендуется при ЗПР, ЗРР, ЗПРР, алалии, афазии, плохом произношении звуков, скудном словаре, дизартрии, дисграфии, дислексии, сложностях самостоятельного построения фразы и предложения, а также при проблемах со словогой структурой слова и заикании.
3. Развитие и улучшение координации движений, если ребенок неловкий, часто падает, с трудом управляет своими конечностями, у него нет чувства ритма, плохо развита крупная и мелкая моторика. Видимые результаты АПФ дает у детей с ДЦП.
4. Развитие коммуникативных качеств. Слуховые тренировки особенно рекомендуются детям с аутизмом. Они способствуют личностному росту, улучшению коммуникативных навыков и взаимодействия с окружающими, развитию творческих способностей, повышению работоспособности, самооценки.
5. Развитие интеллекта. АПФ улучшает внимание, реакцию, скорость мышления, повышает интерес к учебе, устраняет проблемы с чтением и письмом. Рекомендуется при СДВГ, ОНР, умственной отсталости.
6. Улучшение качества голоса. АПФ способствует развитию музыкального слуха и постановке красивого чистого голоса.
7. Развитие способностей к языкам. Слуховые тренировки помогают человеку различать фонетические особенности языка, улучшать понимание и запоминание иностранной речи.Какие есть результаты
Канадский Центр Томатиса недавно опубликовал данные по результативности АПФ у более чем 400 детей и подростков с различными нарушениями слуха, речи, поведения, обучения. Более 95% родителей подтвердили, что у их детей есть существенные улучшения после курса сеансов по методу Томатиса, в частности:
• качество речи – 74%;
• понимание чтения – 85%;
• внимание, усидчивость – 86%;
• память – 73%;
• коммуникативные навыки – 89%.Доказано, что дети, прошедшие слуховые тренировки, лучше воспринимают речь и запоминают полезную информацию, например, у многих из них проявляются способности к языкам, они начинают учиться с большим удовольствием, так как учеба дается легче, они чувствуют себя более уверенными, умеют управлять своим голосом, эмоциями. У них быстрее развивается речь, мелкая и крупная моторика, воображение, мышление, память.
Эффект слуховых тренировок АПФ сохраняется в течение нескольких лет, во многих случаях – навсегда.ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
Терапия по методу Альфреда Томатиса противопоказана при следующих состояниях:
1.Серьезные отклонения артериального давления от нормы;
2. Опухолевые заболевания головного мозга;
3. Тяжелые инфекционно-воспалительные процессы;
4. Острые формы любой болезни;
5. Глубокая недоношенность в сочетании с тяжелым перинатальным анамнезом;
6. Отит;
7. Наличие кохлеарного имплантата;
8. Кисты головного мозга;
9. Эпилепсия.Кстати, занятия по Томатису рекомендованы и беременным женщинам в период подготовки к родам. Считается, что это способствует психоречевому развитию ребенка еще в утробе матери.